"ОХОТА НА ВЕДЬМ"
Сообщений 241 страница 257 из 257
Поделиться2462014-08-27 23:45:41
Как открыть в себе ведьму?
> С давних времен люди верили в существование ведьм. Их подвергали гонениям, зверски уничтожали, хотя зачастую это были ни в чем не повинные женщины, которые отличались от остальных умом, красотой или,
Как передать дар и распозать ведьму >>>
]
В 16 веке английский юрист Уильям Вест дал определение понятия «ведьма». Он говорил, что ведьмами становятся обыкновенные женщины, поддавшиеся на посулы дьявола и согласившиеся продать ему душу. После этого они наделялись колдовскими силами и обучались у нечистой силы всевозможным вредоносным действиям. Ведьмы летали на метлах или вилах, ночи напролет предавались разгулу и повсюду сеяли зло.Русские ведьмы были гораздо менее вредными и злобными, чем западноевропейские. Как правило, это были простые деревенские бабы, которые, правда, тоже летали на помеле и водились с чертями, но занимались, в основном, приворотами да кражей молока у соседских коров. Молоко, смешанное с росой, традиционно считалось любимым лакомством ведьм. Возможно, достаточно спокойное отношение к ведьмам на Руси объяснялось бытовавшим среди русских мужиков поверьем, что всякая баба является ведьмой.
На самом деле, в слове «ведьма» не заключено негативного оттенка. Оно происходит от слова «ведать», т.е. знать что-то такое, чего не знают и не замечают другие. Ведьмы могут заниматься не только злыми, но и добрыми делами. Они собирают лекарственные травы, лечат от болезней, помогают найти пропавших людей.
Магический дар обычно передается по родственной линии, причем через одно или два поколения. Ведьма может передать его внучке или правнучке, но никогда дар не передается от матери к дочери. Дело в том, что дочь может превратиться в соперницу для своей еще довольно молодой, бодрой и энергичной матери, а внучка или правнучка становится наследницей уже после ее смерти.
Еще при жизни ведьма начинает готовить себе преемницу. Она учит девочку гаданию на картах, различным обрядам и заговорам, знакомит ее с действием целебных трав. Однако полностью передать свои способности ведьма может только после смерти. Считается, что если ведьма не передаст свой магический дар, ей придется пережить долгую и мучительную агонию. Для передачи дара она просит преемницу принести ей стакан воды, а затем дотрагивается до ее руки и тут же умирает.
Существует 3 варианта дальнейшей судьбы новоявленной ведьмы. Либо она принимает дар и продолжает развивать приобретенную силу, либо пытается отказаться от него, но это приводит к тяжелой болезни и мучительной смерти. Единственная возможность спасти от гибели свою душу и тело - сразу пойти в монастырь и посвятить всю свою жизнь молитве и служению Богу.
Кто может стать ведьмой?
Ведьмой может стать любая женщина, а ведьмаком - любой мужчина. Все зависит от того, какой именно характер происхождения будет иметь потенциальная ведьма - наследственный или добровольный (приобретенный). Известный специалист по нечистой силе Сергей Максимов утверждает, что наследственные ведьмы получаются, если на протяжении нескольких поколений людей дети будут рождаться вне брака.
Некоторые преимущества есть и у тех женщин, у кого в роду были ведьмы. Такие женщины получают силу по наследству от своих мам и бабушек. Любопытно, что они уже рождаются с этой силой - умение колдовать уже заложено в них, родителям только останется научить своих дочерей пользоваться данными способностями. Считается, что данная «наука» передается только через поколение, т.е. от бабушки к своей внучке.
Как стать ведьмой?
Если в роду не было ведьм и колдунов, колдовской дар, конечно же, не передастся по наследству. В этом случае женщина может стать ведьмой самостоятельно. Для этого ей нужно получить ведьмину силу от другой колдуньи. Это делается перед смертью ведьмы. Нужно постараться найти настоящую колдунью, а уж свою силу-то она обязательно передаст! Дело в том, что ведьмы обычно являются одинокими людьми - родственники от них отказываются, друзей у них нет.
Перед смертью настоящая ведьма сильно мучается: если у нее есть семья, перенимать страшный дар обычно никто не хочет, а умереть, не передав своей колдовской силы, ведьма не может. Поэтому ей приходится передавать свои способности какому-то совершенно постороннему человеку. Этой «первой встречной» и может оказаться та, кто желает стать настоящей колдуньей! Чтобы передать свой дар ведьме достаточно прикоснуться к человеку и прочитать соответствующее заклинание.
Однако получить ведьмину силу - это не значит стать полноценной колдуньей! Нужно научиться колдовать. Для этого надо знать ритуальные заклинания. В этом могут помочь опытные колдуны, которые занимаются обучением молодого поколения ведьм. Но найти настоящего колдуна будет не просто, поскольку любой из них берет за свои услуги некоторую сумму денег, но вот кто есть шарлатан, а кто - настоящий ведьмак?
Будущие ведьмы должны осознавать цели своих поступков и возможные последствия, причиненные обществу теми или иными заклинаниями. Они должны запомнить: дорога в церковь для них будет навсегда закрыта, а из дома нужно будет убрать ладан, иконы, кресты. Светлые тона в одежде сменяются темными, окна в доме занавешиваются черными шторами. И еще! Перед тем как стать ведьмой, необходимо взвесить все «за» и «против», ведь общение с темными силами - это большой грех!
Как распознать ведьму в современном мире
Современному человеку более привычно сталкиваться с ведьмами в детских сказках и фантастических рассказах. Эти существа встречаются в старинных преданиях и мистических легендах, в средневековых историях и таинственных пересказах.
В связи с множеством стереотипов, люди часто представляют ведьм как древних горбатых старух с седыми волосами и с покрытом бородавками крючковатым носом. Они обитают в деревянных избах в глубоком лесу, в которых хранят свои магические зелья из лягушачьих лапок и неведомых трав. Человеку сложно представить, что ведьмой может быть даже его приятная и симпатичная соседка.
В древности (до христианства) ведьма была уважаемая в обществе женщина, с которой советовались, к чьим словам прислушивались, и без чьего мнения не принималось ни одно важное решение для общины, будь то создание новой семьи, военный поход или начало посева урожая. Со временем ведьмы превратились в негативных персонажей. Они стали скрывать свое существование, а те из них, которые смогли выжить, начали называть себя знахарками и целительницами.
Кто такая современная ведьма, и как ее отличить от обычных людей
Издавна сложилось так, что ведающие люди почти никогда не рождаются в многодетных семьях. Часто это семьи с примесью разных кровей. Дар ведения передается по наследству, однако для его инициализации требуется специальное посвящение, информация о котором почти не сохранилась в наши дни. Чаще всего инициализация происходит внезапно, благодаря потрясениям и трагическим событиям. Это вполне логично, если смотреть на то, что сама сущность ведьм притягивает к себе темные силы. Однако дар не всегда просыпается сразу. Бывает так, что ведьмам надо потратить много лет, для того чтобы принять и научиться пользоваться своими способностями.
Современные ведьмы никак не отличаются внешним видом от обычных людей. Они не наделены ни особой чарующей красотой, не выделяются цветом кожи или волос. Бытует мнение, что лишь их цвет глаз может выглядеть по-разному на разных фотографиях.
Поведение ведьм тоже ничем не отличается от поведения большинства людей. Они легко вливаются в компании, приятны в общении, но в душе всегда остаются одинокими. Даже в кругу семьи ведьмы чувствуют себя чужими. Но это, что называется, "издержки производства")
Как открыть в себе ведьму?
Бытует мнение, что в каждой женщине скрыты способности к колдовству, заложены магические способности. Другие уверены, что сила передается только по наследству, третьи утверждают, что признаком ведьмы можно считать только рыжие волосы. Как бы то ни было, а узнать это можно только одним путем: попытавшись открыть в себе ведьму. Вот пять способов.
1. Вспомните свою жизнь: насколько часто в вашем присутствии происходили загадочные события, не подающиеся объяснению? Случались ли они в присутствии разных людей или одних и тех же? Чувствовали ли вы поддержку потусторонних сил? Отвечайте максимально честно, ведь вы это делаете только для себя. Проанализируйте, какие объяснения можно найти для странных совпадений, существовали ли разумные причины для них.
2. Зайдите в церковь: это один из наиболее надежных способов открыть в себе ведьму. Вне зависимости от того, принадлежите ли вы к царству сил добра или зла, в церкви вы почувствуете себя неуютно. С большой вероятностью вы просто не сможете туда попасть.
3. Отыщите в старинных книгах описания ведьм. Также это можно сделать с помощью сети интернет. Проверьте, имеются ли у вас эти признаки. В частности, одним из свойств ведьмы является поразительное умение адаптироваться. Для колдуньи характерно свое мировоззрение, не схожее ни с чьим другим, но при этом ее окружение не всегда даже знает об этом. С малых лет ведуньи способны интуитивно чувствовать, где лучше промолчать, где лучше быть сдержанной, где можно повысить голос. Ведьмы - прирожденные дипломаты, автоматически использующие заложенные в них способности.
4. Исследуйте свое генеалогическое древо: наличие ведьм по женской линии, особенно через поколение (бабушки, прапрабабушки и т.д.), повышают вероятность того, что вы действительно обнаружите в себе тот или иной талант к колдовству.
5. Обратите внимание на свои фотографии. Как известно, раньше считалось, что ведьмой может быть только девушка с довольно характерной внешностью: зеленые глаза и рыжие волосы либо шевелюра цвета воронового крыла и черные глаза…Эти внешние признаки уже давно практически не используются, но известна другая закономерность: фотографии ведьмы в разные годы жизни отображают как бы двух разных людей. Даже близкие знакомые могут не догадаться, что на каждом снимке изображены вы.
Поделиться2472015-05-28 12:36:21
Василиса Премудрая и другие ведьмы
Еще во времена моего детства непослушных детей пугали ведьмой или Бабой-ягой. В сознании большинства эти персонажи сливались в единый образ — злобной костлявой старухи, от которой добра не жди. Между тем Баба-яга не имеет никакого отношения к ведовству. Скорее ее можно назвать «коллегой» Харона, древнегреческого перевозчика душ умерших, или Кербера, трехголового пса, стоящего на страже Аида, мира мертвых.
Ведь знаменитая избушка на курьих ножках находилась на границе Кощеева царства, которое, согласно верованиям древних славян, представляло собой подземный, загробный мир. И живой человек мог попасть туда, лишь выдержав испытания старухи с костяной ногой.
Что же касается ведьмы, в фольклоре ей соответствовал совершенно другой персонаж — Василиса Премудрая. Дама приятная во всех отношениях, обладающая волшебными способностями и всевозможными магическими «гаджетами». Как говорится, почувствуйте разницу.
[more]
СТАРАЯ, СТАРАЯ СКАЗКАКстати, одна очень древняя легенда раскрывает тайну магических способностей Василисы. Сюжет чем-то напоминает историю Золушки, но только в самом начале: у мужчины умирает жена, и он остается один с маленькой дочкой по имени Василиса. Через некоторое время приводит в дом новую супругу с двумя дочерьми.
Мачеха и ее дети начинают всячески изводить бедную Василису и однажды заявляют, что в доме закончился огонь, а чтобы добыть его, нужно отправиться к Бабе-яге, чья избушка находится на другом конце темного леса.
Василиса послушалась и отправилась в путь. Дорога через лес была долгой и страшной, однако девочка не сдавалась. Не испугалась она и трех всадников, которые повстречались на ее пути, — один белый, другой красный, а третий черный. Все они направлялись к жилищу Бабы-яги.
Когда Василиса добралась до ее избушки, то увидела высокий забор из кольев, и на каждый из них был насажен человеческий череп. Даже столь жуткая картина не испугала Василису, и девочка вошла в избушку Бабы-яги.
В домике царил полумрак, отовсюду виднелись странные, пугающие предметы, но самой страшной оказалась хозяйка — костлявая старуха с огромным крючковатым носом и костяной ногой. Впрочем, когда Василиса изложила свою просьбу, Баба-яга пообещала помочь — с условиями, разумеется. За один день Василиса должна вычистить двор, постирать вещи, приготовить еду, отделить здоровые зерна от порченых и мак от грязи.
Если девочка не справится или выполнит задания плохо, Баба-яга пригрозила съесть ее. Но Василиса все сделала отлично, и тогда старуха разрешила ей задавать любые вопросы. Василиса поинтересовалась, что за всадники встретились ей по пути. Яга ответила, что это ее верные слуги — Ясный День, Красно Солнышко и Черная Ночь.
Некоторое время Василиса продолжала служить Бабе-яге, а заодно наблюдала, как старуха творит настоящие чудеса и даже заставляет мир вертеться вокруг своей избушки. Получается, что в этой старой сказке Баба-яга не просто страж на границе миров, она великая богиня, праматерь человечества. А смышленая девочка Василиса — ее ученица.
В конце концов Баба-яга дает Василисе огонь — пылающий череп, надетый на кол, символ тайного магического знания. С таким сияющим посохом Василиса отправилась домой, хотя Баба-яга и предлагала ей остаться.
Однако Василиса выбрала мирскую жизнь, вернулась в семью, но уже в обиду себя не давала. Благодаря магическому искусству стала помогать отцу и добрым людям, а врагов и наказать могла. В конце концов девочка выросла, стала не только Премудрой, но и Прекрасной и удачно вышла замуж. За царевича, конечно же.ОТ ЛЮБВИ ДО НЕНАВИСТИ
В каждой сказке лишь доля сказки: тот факт, что ведьмы получили магические знания и способности от богов, славяне признавали безоговорочно. Само слово «ведьма» образовано от двух основ — «ведать» и «мать», то есть это ведающая мать, мудрая женщина, обладающая сакральными знаниями. Именно к ней обращались с любыми проблемами — будь то болезни, порча, неурожай или разногласия в семье.
Ведьмы спасали свой род от эпидемий, помогали одолеть захватчиков. Они были непременными и главными участницами календарных обрядов: люди считали, что именно от ведьмы зависит и погода, и урожай. И конечно же, ведьмы ворожили, практиковали любовную и защитную магию, готовили целебные снадобья, лечили, принимали роды. Практически в каждом селении была своя ведьма, и люди просто не представляли, как жить без ее поддержки.
Впрочем, в те далекие времена все были немного волшебниками. Каждый член рода или общины принимал участие в коллективных ритуалах, в любой семье проводились обряды, направленные на защиту дома, избавление от болезней и других напастей. Женщины делали амулеты, готовили исцеляющие отвары и настои.
Позднее, когда люди начали жить более обособленно, отношение к ведьмам изменилось. Их по-прежнему уважали, однако к почтению стал примешиваться страх. Что в общем-то вполне понятно: ведьмы сумели сохранить древние тайные знания, а вот обычные люди постепенно утрачивали связь с родовыми корнями и природой. Магию стали воспринимать как нечто сверхъестественное, необъяснимое — а если человек чего-то не понимает, он боится. Как и раньше, люди обращались к ведьме за помощью.
Но когда случалась беда, всю ответственность перекладывали именно на нее. А произойти могло все что угодно — от засухи до несчастной любви, от болезни до неудачной торговли. Если случался неурожай или заболевал скот, виновной объявляли ведьму. Совершенно незаслуженно образ ведьмы приобрел довольно неприятный мифологический налет.
Например, стали поговаривать, будто ведьмы по ночам доят коров до крови, а потом у тех пропадает молоко, что заклинают тучи и завязывают особым образом колоски, чтобы навлечь голод, что превращаются в животных, дабы проникнуть в чей-то дом и навредить.
Но хотя репутация ведьм сильно пострадала, люди боялись открыто выступать против них, опасались испортить от ношения, поскольку, как и прежде, верили в их могущество. А вот с распространением на Руси христианства ситуация изменилась. Князь Владимир издал Указ о церковных судах, согласно которому ведовство и волхование стали преследоваться церковью. Упоминания о первых судебных процессах и расправах над ведьмами и колдунами относятся к XI веку.
К счастью, у нас охота на ведьм не достигла размаха средневековой Европы, но, как не трудно догадаться, ни к чему хорошему эти гонения не привели. Ведьмы были вынуждены затаиться, скрывать свои способности. Не всегда-удавалось передать древние сакральные знания новому поколению, так что огромный пласт магического наследия предков был утрачен. И если раньше почти в каждом селении была своя ведьма, то к началу XVIII столетия, когда преследования людей с магическими способностями практически прекратились, истинных ведуний осталось совсем немного.
Впрочем, за это время пострадало немало людей, не имевших никакого отношения к магии и ведовству. В 1551 году Стоглавый собор запретил держать в доме «богомерзкие книги» и призвал народ обличать колдунов. Всех, кого подозревали в ворожбе, избивали, грабили и изгоняли из общины. Естественно, в основном страдали самые обычные люди, которые чем-то не угодили соседям.
Интерес к магии возродился лишь в эпоху Просвещения и только в элитных кругах. Крестьяне же по-прежнему настороженно относились ко всем, кто вызывал малейшие подозрения. Правда, расправы прекратились, а суд все реже брался за подобные дела.ВЕДЬМЫ НОВОГО ВЕКА
В советское время в нашей стране ни о какой магии не могло быть и речи. Единственной разрешенной «верой» стал научный атеизм, а за интерес к магии легко было угодить в психиатрическую больницу. Так что те немногие ведьмы, которым удалось получить сакральные знания от предков, вновь ушли в подполье. Зато теперь у нас просто расцвет чародейства и волшебства! Маленькие девочки мечтают стать ведьмочками, а вполне взрослые барышни всерьез считают себя таковыми.
Если просмотреть многочисленные тематические форумы в Интернете, сложится впечатление, будто маги, чародеи, ведьмы и колдуньи буквально повсюду. Молодые и не очень люди с энтузиазмом создают всевозможные «магические» сообщества, ковены, школы волшебства, открыто делятся «тайными» знаниями и с удовольствием принимают в свои ряды новых «чародеев».
Все это напоминает театр абсурда, хотя понять причины повального увлечения колдовством несложно. Много веков магия была под запретом и теперь, когда ее реабилитировали, стала невероятно притягательна для обывателей: согласитесь, заманчиво считать себя чародеем или ведуньей.
Массовый интерес к магии подогревает и зарубежная поп-культура. В кинематографе, к примеру, ведьм давно перестали изображать как дряхлых уродливых старух. Напротив, это весьма привлекательные особы любого возраста — от юных школьниц до почтенных матерей семейства, которые между делом спасают мир от вселенского зла.
Впрочем, на Западе ажиотаж давно прошел: люди наигрались в волшебников еще в XX веке. Начиная с 50-х годов в США и Европе стали появляться всевозможные магические ордены, неоязыческие течения, колдовские общины.
Одним из самых известных и популярных направлений стало викканство (от англ, witchcraft — «колдовство») — учение на стыке магии и религии. В 1954 году Джеральд Гарднер, американский служащий в отставке, опубликовал книгу «Колдовство сегодня», где изложил основные принципы и понятия викки. Гарднер называл себя одним из последних посвященных древнейшей магической традиции, существовавшей в Европе еще до нашей эры.
Виккане поклоняются силам природы, Рогатому богу (которому в кельтской традиции соответствует божество Кернунн, атакже фольклорные персонажи — Зеленый человек, Дубовый Король, Король Остролист и др.) и Триединой богине (богине Луны в трех ее проявлениях — Девственница, Мать и Старуха, которые соотносятся с лунными фазами).
Приверженцы этой традиции практикуют ритуальную магию (во многом перекликающуюся с кельтскими календарными обрядами) и придерживаются довольно свободных моральных принципов.
«Делай все, что угодно, если это никому не вредит» — основное правило викки. Словом, течение получилось весьма привлекательным. А главное, получить посвящение в традицию викки совсем не сложно: нужно в течение года самостоятельно изучать базовые принципы, а затем пройти инициацию. Впрочем, в некоторых ковенах практикуется и самопосвящение: если человек считает, что готов стать магом, то почему бы и нет?
Конечно, можно относиться к викканству с улыбкой, однако в Америке виккане получили официальный статус, а их символ (пентаграмма, помещенная в круг) внесен в официальный список эмблем вероисповедания. Прижилась викка и в новой России: в 2011 году в городе Ижевск был зарегистрирован первый русский ковен викки с красивым названием «Ковен Ивовой Лощины». .
Правда, не совсем понятно, где мы и где традиции языческой Европы. Тем более что у нас и своих неоязычников достаточно. Новоиспеченные волхвы и ведуньи в возрасте «до 16 и старше» утверждают, что стремятся сделать мир лучше.
Однако конкретную магическую помощь способны предложить очень немногие. Что понятно: настоящих колдунов и ведуний сегодня считанные единицы. И они не торопятся делиться сакральными знаниями со всеми желающими: далеко не каждый способен стать истинным магом — вспомните хотя бы историю Василисы.Анастасия НЕВЕРОВА
Поделиться2482015-05-31 21:07:51
Образ русалки в искусстве и народных обычаях
1 июня наступает Духов день — Русалочья неделя, время, когда, по поверьям наших предков, можно было запросто встретить русалок и мавок.
Элла Мохеенко --
Так кто же такие русалки — морские девы или речные нимфы? Вот тут образ этого существа меняется в зависимости от географической принадлежности. Она и хвостатая птица, и полу-рыба, и бледная красавица, и птице-дева, и даже райская рыба. Мы же попробуем понять, как выглядят русалки и кто они такие в представлении наших предков-славян.
В нашем современном сознании и искусстве русалка воспринимается как очаровательная красавица с длинными волосами и рыбьим хвостом, живущая в воде, любящая пение и музыку, завлекающая в пучину молодых людей. Однако на самом деле, образ этого мифологического существа разнится. Так многие считали, что русалки страшны и безобразны: их отличают высокий рост, крупное телосложение и полнота или, наоборот, невероятная худоба, обрюзглость, непомерно большие груди, которые они закидывают за плечи, длинные зубы и когти, косматые зеленые волосы до земли.В народном воображении демонический облик такой русалки дополнялся огромной расческой в виде бороны, которой она пыталась привести в порядок свою прическу, тело почти прозрачное, лицо синее или бледное, а подчас лица не видно вовсе, глаза неподвижные или закрыты, руки тощие и холодные. В Витебской губернии их тоже представляли старухами, грязными, злыми и угрюмыми, с клюкой в руках.
А вот для южнорусской традиции наиболее характерным был тип привлекательной девушки-русалки с волосами зеленого или серебряного цвета, появлявшейся в обнаженном виде или одетой в белую рубаху, с венком из осоки и кувшинок на голове, их воображали именно в том виде, в котором обычно хоронили молодых девушек. Такие русалки наделялись в народном сознании необыкновенной красотой и вечной юностью.
Именование «русалка» по мнению исследователей восходит к названию античного праздника роз rosalia, посвященного душам умерших, хотя историк С. М. Соловьев производит его от женщины «с русыми волосами». Есть еще такая версия: «рус» — русая, «ал» — то, что принято в себя, полнота этого, то есть, мудрость.Выходит, что «русалка» — это мудрая дева, способная посоветовать, дать мудрость предков. В народной среде существовали и другие названия этого персонажа. На Русском Севере, на Урале русалок называли «шутовками» (от шут — «черт»), а во многих местах, например у забайкальских казаков, — непосредственно «чертовками». Это подчеркивает принадлежность русалок к разряду нечистой силы. А некоторые восточнославянские названия русалок отражают их локализацию в пространстве — белорусское «водяницы», а также характерные для них действия — белорусское «купалки», украинское «лоскотухи» (от лоскотать — «щекотать»). Кое-где у русских — на южных и юго-западных территориях — русалок называли «мертвушками», а также «мавками» или «навками». Последние названия восходят к слову «навь», или «навьи», означающему «души умерших», «покойники». Действительно, представление о том, что русалки — это души умерших некрещеными детей или девушек, которые не успели вступить в брак, было повсеместным.
О происхождении русалок из некрещеных детей ярко свидетельствует поверье о том, что они, качаясь на деревьях, поют или приговаривают: «Меня мама породила, некрещену положила». Кроме того, во многих местностях крестьяне считали русалками также утопленниц, мертворожденных, детей, загубленных матерями или обмененных, девушек, пропавших без вести или проклятых родителями и не заслуживших при жизни прощения.Таким образом, русалки относились к разряду покойников, чей жизненный потенциал не был исчерпан и потому сохранялся и после смерти. Вследствие этого им в народном сознании приписывалась большая магическая сила, которая могла проявляться как с положительным, так и с отрицательным знаком.
Поделиться2492015-05-31 21:08:15
2 часть.
Время пребывания и активной деятельности русалок на земле — Русальная неделя — совпадает с так называемой Семицкой, или Троицкой, неделей. В некоторых местностях срок жизни русалок на земле определялся как период цветения ржи. Покинуть землю они могли и в Петров день, а в Калужской и Орловской губерниях полагали, что русалки гуляют до осени, безмолвно катаясь «на волнах нивы». На Русальной неделе русалки не только резвились в полях и на поверхности вод, но и посещали человеческие поселения, обосновывались в лесах на деревьях. Особенно ими были любимы старые дубы и березы, а также склонившиеся над водой деревья. В традиционном сознании вода и растения, особенно деревья, осмыслялись как путь и граница между «этим» и «тем» мирами. В этот период, появляясь в мире живых, русалки становились видимыми для человека. В полдень или в полночь, а также после захода солнца человек мог наблюдать, как русалки качаются на ветвях, призывая друг друга: «Кума, кума, приходи!», как они плетут венки, прячутся во ржи, водят хороводы.
Представления же о появлении русалок в полях в период цветения ржи тоже неслучайны: как существа, связанные с водой, они должны были способствовать вегетации растений и плодородию земли в целом. Действительно, крестьяне были уверены, что там, «где русалки бегали и резвились, там трава растет гуще и зеленее, там и хлеб родится обильнее».Они осмыслялись также как хранительницы посевов. Но в их силах было и причинить посевам вред: как и другие умершие не своей смертью, русалки могли наслать сокрушительные бури, проливные дожди, град. В некоторых местах верили, что русалки портят овощи и обтачивают зерно.
Считалось, что если русалки благосклонны к людям, то они могут опекать ребенка в поле, пока его мать жнет, а также могут вернуть хозяевам пропавшую скотину, верили, что русалки могут предсказывать будущее. Однако по большей части русалка — предвестник всего плохого, ее обычная фраза: «Год к году хуже». Хотя в некоторых местностях полагали, что вредоносное действие русалок распространяется и на домашних животных: они могут отобрать у коровы молоко, загонять коня в хлеву до появления пены. Чтобы противостоять этому, кое-где у белорусов 23 июня вешали в хлевах крапиву и венки из освященных трав.
Кроме того, по народным верованиям, русалки были связаны с некоторыми женскими занятиями. На Владимирщине считали, что они прядут ночью в домах и в банях, где женщины оставили пучки волокна на гребнях. Широко распространены были представления и о том, что русалки похищают пряжу, нитки, оставленные для беления холсты у тех, кто ложится спать без молитвы. Крестьяне рассказывали, что видели их сидящими на деревьях и разматывающими украденную пряжу. Известны мифологические рассказы о том, что ворованные холсты русалки расстилают возле источников и моют их ключевой водой.
Поделиться2502015-05-31 21:45:46
3 часть.Особое внимание русалок привлекают дети и мужчины, особенно молодые. Они завлекают их к себе, веселятся с ними и щекочут их до обморока, а затем иногда невредимыми возвращают домой. Однако более бытовало мнение, что встречи с русалкой почти всегда приводят к гибели. В народе говорили, что они заманивают к себе прохожих красивым голосом и их пение «имеет силу до того очаровывать человека, что он может слушать его несколько лет, не сходя с места». Русалочьи песни, похожие на песни девушек, можно было отличить по примешивающемуся к ним стрекотанию сороки, заслышав которое, человеку следовало насторожиться. Заманив жертву в глубь леса, русалка тихонько подкрадывалась к ней сзади и щекотала под мышками до тех пор, пока та не задыхалась от смеха. Если русалке удавалось затащить человека в воду, то она обволакивала его своими длинными волосами и топила. Такой утопленник, по поверьям, служил русалкам: чесал для них лен, а по ночам развлекал их игрой на каком-нибудь музыкальном инструменте. Те, кого погубили русалки, сами становятся русалками. К смерти человека вели и любовные отношения с красавицами-русалками. В народе верили, что познавший любовь русалки или хоть единожды поцелованный ею умирал от тоски или кончал жизнь самоубийством.
По народным представлениям, благотворное или вредоносное действие русалок, их отношение к людям складывалось
в зависимости от соблюдения последними предписанных традицией запретов и обычаев, приходившихся на Русальную неделю. Особенно строго их придерживались в тех семьях, в которых умерли незамужние дочери, то есть где «в роду были русалки». Так, в течение всей недели на ночь русалкам на столе оставляли еду, а во дворе или в доме для них вывешивали холст или какую-нибудь одежду, чтобы они могли переменить свое мокрое одеяние на сухое. Запрещены были все действия, которые, по народным представлениям, могли принести вред душам умерших.В Русальную неделю нельзя было подметать пол, чтобы не испачкать русалок, обмазывать печь и стирать, иначе можно забрызгать русалкам глаза глиной и грязной водой. Под запретом были и женские рукодельные работы: прядение, снование, тканье, шитье. Если им пренебрегать, то, по поверьям, русалка повадится ходить в дом. Запрет шить объяснялся также опасением зашить русалке глаза или пришить ее к одежде, и тогда она целый год будет пищать в доме.Бытовали запреты, связанные с работами и появлением в тех местах, где могут находиться русалки. Так, нельзя было купаться, особенно в полдень и полночь, и полоскать белье в водоемах, осуществлять работы в поле, огороде и лесу, в эти дни крестьяне не работали ни в поле, ни в огороде, старались не ходить в лес и по посевам в одиночестве, не водили в лес лошадей и скотину, не разрешали детям бегать в поле и лес, залезать на деревья.
Чтобы обеспечить расположение русалок, их задабривали, оставляя им на границах полей и перекрестках «относы» в виде хлеба, меда, соли, блинов. В Воронежской губернии для них по деревьям в лесах и по кустам, растущим около рек, развешивали холсты «на рубахи». Мотив выпрашивания у людей одежды русалкой — один из распространенных в восточнославянских троицких песнях:
Сидела русалка на белой березе
Просила русалка у девочек сорочки:
«Девочки-сестрички, дайте мне сорочки
Хоть не беленькой,
Известны мифологические рассказы о том, как русалка благодарит женщину, которая сжалилась над ее голеньким ребенком и накрыла его своей одеждой. Обычно в благодарность русалка дает хороший урожай льна, трубку полотна, которая при разворачивании никогда не кончается, умение хорошо прясть, «спор в руки» на все дела.
Встреча с русалкой обещала несметные богатства или оборачивалась несчастьем. Русалок следовало опасаться девушкам, а также детям. Считалось, что русалки могли увести ребенка в свой хоровод, защекотать или затанцевать до смерти. Поэтому во время Русальной недели детям и девушкам категорически запрещалось выходить в поле или на луг. Если во время Русальной недели (неделя после Троицы уже во время христианства) погибали или умирали дети, то говорили, что их забрали к себе русалки. Чтобы от них уберечься надо было носить с собой резко пахнущие растения: полынь, хрен и чеснок.Также увидев русалок, как и в случаях с любыми представителями нечистой силы, необходимо было осенить себя крестным знамением или очертить круг около себя и закрестить его. Магический круг обводили обычно острым металлическим предметом типа серпа или ножа, а также кочергой или головней, которые были связаны с огнем и очагом. Защитной мерой, по традиционным представлениям, считались чтение молитвы, а также использование матерной брани. По поверьям, русалки не могли подойти к человеку и соответственно причинить ему вред, если у него на шее было два креста: один на груди, другой — на спине. Оберегом считали не только нательный крест, но и острую булавку или иглу.
Фрагмент домовой резьбы
Последний день недели в разных
местах именовался «русальным воскресеньем», «русальным» или «крапивным заговеньем». В этот день в южнорусских и поволжских губерниях — Астраханской, Воронежской, Орловской, Пензенской, Рязанской, Тамбовской, Тульской, Саратовской, Симбирской — устраивали обычно обряды чествования и проводов русалок.Центром праздника был обряд похорон или проводов русалки. Его участники выбирали самую красивую девушку, украшали многочисленными венками и «гирляндами» зелени. Затем процессия проходила по деревне, ближе к вечеру участники выводили «русалку» за село, чаще всего на берег реки. Исполняя особые песни, с русалки снимали венки и гирлянды, бросали их в воду или в костёр (если поблизости не было реки). После завершения обряда все разбегались, а бывшая русалка стремилась догнать и поймать одного из сопровождавших. Если она довила кого-либо, это считалось дурным предзнаменованием, предвещая будущую болезнь или смерть.В некоторых местах русалку изображали в виде чучела. В Рязанской губернии в заговенье перед Петровым постом делали из тряпок куклу величиною с шестинедельного ребенка, намалевывали ей нос, глаза, рот, наряжали в платье. Сделав из досок гроб, клали туда куклу, покрывали кисеей и убирали цветами. Парни, девушки, молодые женщины несли гроб на берег реки; девушки рядились кто священником, кто дьячком, кто дьяконом, делали кадило из яичной скорлупы и пели: «Господи, помилуй!» Все шли со свечами из стеблей конопли, тростника, полыни. У реки «русалке» расчесывали волосы и прощались с ней, целуя ее. Одни плакали, другие смеялись. Заколотив гроб, привязывали к нему камень и бросали в воду. После этого начинали петь песни и водить хороводы.
Обряды эти сохранялись у славян повсеместно вплоть до начала XX века, а сам образ русалки оказал огромное влияние на искусство. Об этом я и расскажу в следующей публикации.
Поделиться2512015-05-31 22:20:42
4 часть.
Мавки
Вождение русалки 1930 г.
Фрагмент домовой резьбы
Монастырский «Рыбак и русалка»
Н.Сперанский
С.Соломко «Русалка»
С.Соломко «Русалка и Фавн»
Т. Шевченко «Русалки»
Г. Дрейпер
Беклин «Штиль»
А сам образ русалки уже на протяжении нескольких веков будит фантазию многих художников. О них писали В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, И.С.Тургенев, А.Н. Толстой, Н.Гумилев, В.В. Набоков, Гейне, Теннисон, Г.Х.Андерсон и многие другие. Русалкам в музыке посвящены «Песня Русалки» Гайдна, симфоническая поэма «Водяной» и опера «Русалка» Дворжака, незаконченная опера «Лорелея» и увертюра «Прекрасная Мелузина» Мендельсона, опера «Садко» Римского-Корсакова. Русалки появляются в опере Генделя «Ринальдо» и в «Кольце Нибелунгов» Вагнера.
Время, мода, интересы и мировидение, индивидуальный стиль и художественные задачи делали образ русалки сугубо личностным для каждого автора.
Ф.Заска
Так, западноевропейские русалки внешний вид унаследовали от художественных изображений гомеровских сирен, славянские же больше сходны с древнегреческими нимфами. Интересно, что в англоязычном бестиарии для славянских русалок употребляется слово rusalka, а для западноевропейских
— mermaid.М.Шагал
Поделиться2522015-05-31 22:38:43
5 часть.
Русалку обычно изображают в виде обнаженной девушки с рыбьим хвостом; однако у нее может быть и пара ног, и пара хвостов, которые, в свою очередь, могут быть не только рыбьими, но и дельфиньими или змеиными. Она поет чудесные песни, а нередко еще и играет на арфе. Помимо русалок известны также и «русалы» иногда такие же романтичные, иногда вспыльчивые и гневные.
В. Любаров
Церковники считали русалку религиозным символом искушения и коварства, и поэтому запрета на ее изображение в искусстве и литературе никогда не существовало. Ее ликами украшали соборы, корабли, дома, гербы, оружие и предметы быта.
Г. Дрейпер «Морской ребенок»
Г. Дрейпер «Одиссей и серены»
Г. Дрейпер «Морская мелодия»
Уоттерхауз
Уоттерхауз
Уоттерхауз
Поделиться2532015-05-31 23:05:07
6 часть.
А вот в России живописное изображение русалки послужило скандалом. Эти события касались важнейшего события в художественной жизни Петербурга начала 1860-х годов — знаменитого бунта 14 выпускников Академии художеств во главе с Крамским, не пожелавших писать на академическую тему и покинувших Академию после отказа ее начальства разрешить писать на вольную тему. «Русалки» И.Н. Крамского появились в 1871 году, «Садко в подводном царстве» И.Е.Репина — в 1875 году, а К.Е. Маковский создал свое полотно «Русалки» уже в 1879 году.Крамской сделал русалок добропорядочными девами, у Репина они — экзотичные принцессы, а Маковский свил обнаженные тела в чувственный вихрь, взлетающий от воды к наваждению лунного сияния.
Уоттерхауз
Ф. Заска
Ф.Заска
Кстати, с картиной Крамского «Русалки» связана одна очень мистическая история: на первой выставке Товарищества передвижников, проходившей в 1871 году, «Русалки» Крамского оказались рядом с совершенно безобидным пейзажем Саврасова «Грачи прилетели». И что вы думаете? В первую же ночь «Грачи» вдруг ни с того ни с сего свалились со стены! Затем оба полотна купил Третьяков. «Грачей» он повесил в своем кабинете, а «Русалок» в зале.
Ф.Заска
И. Крамской
Но не было им там покоя: по ночам чудилось, что из залы доносится тихое заунывное пение… Прислуга и домочадцы боялись лишний раз туда заходить, а сам Третьяков, находясь возле картины, почему-то ощущал упадок сил… Позднее и среди посетителей пошла молва, что с полотном «неладно». Говорили даже, что какая-то барышня, которая долго стояла и смотрела на картину, после этого утопилась в Яузе…
Климт
К. Маковский
Неизвестно, чем бы все кончилось, если бы не старая нянька, посоветовавшая Третьякову повесить «Русалок» в дальний угол, так, чтобы на них не падал свет. Тогда, мол, они перестанут «колобродить», пообещала старуха. Так и случилось. Как только русалки попали в тень, вся чертовщина разом прекратилась…
И. Репин «Садко в подводном царстве»
А.Галлен-Каллела
Интересно, что образ русалки пережил расцвет именно в XIX веке, когда наука окончательно разделила фантазии и реальность. А в Англии русалка стала еще и символом империи, правящей морями и добывающей себе богатства в заморских колониях.
Р. Маргитт
Р. Маргитт
Русалка конца XIX — начала XX века — «роковая женщина». Недостижимая соблазнительница, сексуальная и сладострастная, и в то же время, холодная и неуловимая. Ее вечные молодость и красота, волшебный голос и искусство обольщения завлекают в ловушку беспомощных моряков.
А.Вардл «Северная приманка»
Такой ее изображают художники — швейцарец Арнольд Беклин, норвежец Эдвард Мунк, австриец Густав Климт и многие другие.Обобщенный образ трепетной «роковой женщины» отразился и в символичной картине Климта «Русалки». На полотне художник не пытается отобразить точный образ сказочной девушки с хвостом, Климт акцентирует внимание на характере обворожительной русалки, которая с легкостью заманит одинокого путника и утащит его на дно.А.Фонтен-Латур
Но позднее, в XX веке, на работах Рене Маргитта и Поля Дельво ее образ приобретает несколько комический оттенок.В интерпретации современных психологов она является символом смешения сексуального
влечения и смерти, желания мужчины полностью забыться, даже зная, что это означает самоуничтожение.А.Беклин
В.Котарбинский
В.Низовцев
Поделиться2542015-05-31 23:09:34
Вероятно, поэтому интерес к русалкам не угасает и сегодня: этот образ до сих пор широко используется в литературе, живописи, графике, различных видах современного искусства, становится символом, красуется на эмблемах, упрощается до знака.
Дж. Кольер «Земной младенец»
Г. Пул
И.Косьмин
Ф.Лейтон
Ч.Э. Бутибон
Ф. Моллер
Э.М. Хейл «Сирены»
Э. Пойнтнер
Э. Морган
К.Эквалл
А. Беклин
У. Брекспер
Г. Каффери
Б.Фрауд
Э.Бауманн
http://www.livemaster.ru/topic/1243965- … obychayah?
http://www.livemaster.ru/topic/1246143- … p;amp;vr=0
Поделиться2552015-07-11 08:26:37
ЛУННЫЕ ЛУЧИ
.
Все эти лунные лучи,
Что в дом мой льются ровно в полночь -
От тайны ведьминской ключи,
От двери, что не должен помнить.
Противоядие вину
Из одуванчиков и страсти,
То зелье, что любому сну
Пророчит гибельное счастье.
Подставлю руки - тишина
Сквозь пальцы льётся тайным светом,
В бокале лунная вода
Играет с уходящим летом.
И в одиночестве моём
Гроздь бузины и запах мёда
Так нежно шепчут за окном,
Что ты придёшь - сама Природа,
В венке из сумрака и трав,
В беспечном нимбе полнолунья,
От неизбежности устав,
И от того, что ты - колдунья.
И я из рук твоих приму
Ночного августа причастье,
И страсть и утра пустоту,
И непокорность снежной власти.
Ведь я по-прежнему любим,
Пока Луна скользит над домом,
Хрустальным таинством своим,
Роняя сны мне снова, снова...
.
Снежный Рыцарь
Поделиться2562015-07-11 08:47:59
О слухах
.
Ты слушай больше. Тебе расскажут
про странный дом у подножья гор,
про ведьму ту, что катает пряжу
в клубок и мажет по нитям сажу,
а после вешает на забор.
.
Тебе расскажут, что в доме звери -
драконьи крылья, да волчья шерсть.
Что звери злые, и бьются в двери
[ты верь им, солнечный мой, ты верь им],
в надежде в узкую щель пролезть.
.
Узнаешь, ск.олько хранится зелий
- болезни, порча и приворот -
на полках ведьминых подземелий.
Ты слышишь? Нет никого умелей
той ведьмы в части людских невзгод.
.
Тебе нашепчут про льдистый камень,
что вместо сердца у ведьмы той,
что ни один деревенский парень,
ни воин и ни сыночек мамин,
не изменил холостой устой.
.
Ты слушай больше, [костер всё выше],
да вспоминай темный лист вьюнка,
что по забору, воротам, крыше;
кота, боится что даже мыши;
шкафы со сладкой брусничной жижей;
стук сердца ведьмы, что громче|тише,
лишь тронет кожу твоя рука.
.
Ну а костер догорит пока.
.
© Copyright: Лёша Самолётова, 2015
Поделиться2572015-07-12 19:10:40
СМЕРТЬ КОЛДУНОВ
Славяне верили, что колдунам и ведьмам непросто отойти в мир иной, магическая сила не отпускает – «черт не дает умереть» - как говорили в старину.
Иллюстрация к повести "Вий" Гоголя
Рис. М. Микешин (вторая половина 19 века)По поверью, чтобы душа колдуна (ведьмы) отошла в другой мир, нужно разобрать крышу. Славяне верили, что если заглянуть в избу через разобранное отверстие в крыше – можно увидеть, как черти мучают душу колдуна.
[more]
На чердаке, прямо над изголовьем кровати колдуна, вешали чугунную сковородку, в которую сильно ударяли три раза, чтоб на всю избу было слышно.
Говорили, что колдуны умирают несколько дней и, пытаясь отдать свою силу, кричат: «Нате! Нате!». Люди им отвечают: «Воткни в стенку».
Прикасаться к умирающим колдунам опасно, можно невольно получить их колдовскую силу.
Некоторые колдуны знали, как перед смертью самим избавиться от магической силы. Они «сажали черта в палочку» и оставляли в лесу, кто палочку найдет – тот колдовскую силу получит.
Или заламывали колосья - кто до заговоренного колоска дотронется, в душу того «черт войдет».Рис. Лео Хао
Нельзя встретиться взглядом с умирающим колдуном, его взгляд может заставить выполнить свою предсмертную просьбу – обычно навредить кому-то.
В конце 19 века в Орловской губернии рассказывали о случае, как крестьянка встретилась взглядом с умирающим колдуном, и, повинуясь магической воле, положила к нему в гроб ржаные колосья. В день похорон колдуна началась гроза с градом, который побил все посевы. Так продолжалось три года, в день похорон колдуна начинался град. Когда селяне разрыли могилу колдуна и вынули из гроба сгнивший сноп ржи, природные катаклизмы в день его похорон прекратились.Иллюстрация к повести "Вий" Гоголя
Рис. Э. Новиков
Люди боялись, что умершие колдуны и ведьмы ночами встают из могилы и пугают живых. Поэтому тело колдуна иногда прибивали осиновыми кольями к гробу.
Был и другой способ успокоить душу колдуна – три ночи читать молитвы над умершим. Колдун будет вставать из гроба, пытаясь помешать чтецу. Для защиты надо стоять внутри круга, обведенным стальным ножом. Черту круга колдуны не могут переступить. На третью ночь после чтения молитв, душа колдуна обретает покой, и он больше не тревожит живых.
Такой обряд ночных молитв над ведьмой описан в мистической повести Гоголя «Вий».
В старину верили, что есть «заклятые молитвы», которые священник должен прочитать после заката над умершим колдуном. На чтении присутствовали только родственники покойного. Поэтому колдунов и ведьм часто хоронили вечером.
Не всегда колдунов хоронили по христианскому обряду. Бывали случаи, когда при отпевании покойного в доме начинали двигаться предметы, а крест на кладбище падал с могилы.Удивительно, но бытовые истории об умерших колдунах оказались очень популярны в 1920-1930 годы - разгар борьбы с «антиреволюционным мракобесием». О советских колдунах расскажу в отдельном посте, обширная тема получается.